Subscribers from vehicles

Gazeta RBC  30.06.2015

 

Currently, VimpelCom is implementing several contracts with transport and logistics companies on fitting transportation with GLONASS systems and monitoring, according to the celco’s spokesperson Anna Aybasheva. “We are suppliers of almost all major retailers with their own fleets,” she said.

 

ТЕМА ДНЯ «Симки» для машин: операторы связи осваивают новый сегмент Как «МегаФон» поможет «дочке» «Ростеха» собирать деньги на ремонт дорог Кто из «большой тройки» лидирует в подключениях machine to machinе (M2M) Чем объясняется взрывной рост рынка межмашинного взаимодействия «МегаФон» заключил контракт на 6 млрд руб. с «дочкой» «Ростеха» «МегаФон» поставит 2 млн сим карт для бортовых устройств связи на грузовом транспорте. Machine to machinе (M2M) — сегмент, на котором операторы планируют зарабатывать, пока падают доходы от традиционных голосовых услуг. ВТОРОЙ КОНТРАКТ «МегаФон» выиграл закрытый конкурс, организованный ООО «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС), на предоставление услуг М2М для «системы взимания платы в счет возмещения вреда дорогам общего пользования федерального значения» (см. справку), рассказал РБК представитель оператора Максим Мотин. Заключенный сторонами контракт подразумевает, что оператор установит 2 млн своих сим-карт в бортовые устройства грузовых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т. Срок контракта — 12,5 лет, уточнил представитель «МегаФона» . Стоимость выигранного контракта «МегаФон» не раскрывает. РТИТС не ответил на запрос РБК. Источник, близкий оператору, и представитель крупной телекоммуникационной компании сообщили, что сумма договора составит порядка 6 млрд руб. — по 500 млн руб. ежегодно на протяжении всего срока соглашения. Как пояснили РБК в «РТ-Инвест транспортные системы», тендера как такового не было. «Мы провели анализ рынка и переговоры с основными телеком-игроками. Основными критериями выбора «МегаФон» стали лучшая цена и максимальное покрытие мобильной связью дорог федерального значения для обеспечения наиболее корректной работы бортовых устройств», — заявил гендиректор компании Александр Советников. По данным Роскомнадзора, на конец прошлого года данный показатель у «МегаФона» составлял 93,8%, у МТС — 92,13%, у «ВымпелКома» — 87,02%. Директор по работе с государственными клиентами «МегаФона» Сергей Буланча отметил, для компании этот контракт представляет «стратегическую ценность и интерес». РТИТС — «дочка» «РТ-инвест», структуры инвестфонда «Ростех». В конце 2014 года 25% РТИТС выкупил предприниматель Игорь Ротенберг, сын Аркадия Ротенберга. Главным бенефициаром «МегаФона» являются структуры USM Holdings Алишера Усманова, 4,5% компании принадлежат также «Ростеху». Нынешний конкурс РТИТС — уже второй по счету в 2015 году, победителем которого стал оператор «МегаФон». В апреле газета «Ведомости» сообщила, что оператор заключил контракт с РТИТС на 10 млрд руб. сроком на те же 12,5 лет. По его условиям «МегаФон» будет принимать участие в создании и обслуживании единой телекоммуникационной сети для взимания платы на дорогах, обеспечивать каналы связи для всех ее компонентов и для филиалов РТИТС, а также предоставлять услуги хранения данных, пояснил представитель оператора. СЕГМЕНТ ДЛЯ РОСТА M2M — перспективный сегмент, на котором операторы связи планируют зарабатывать, когда доходы от традиционных голосовых услуг совсем упадут, пояснил Мотин из «МегаФона». По данным «МегаФона», сейчас российский рынок M2M оценивается в 6 млн сим-карт, его рост к 2014 году — 40%, предполагается, что к 2017-му число «симок» приблизится к 18,5 млн. В 2014 году лидером сегмента была МТС с примерно 2,5 млн карт М2М, на втором месте находился «ВымпелКом» с 1,9 млн, а «МегаФон» замыкал тройку с 1,5 млн, отметил Мотин со ссылкой на оказавшиеся у него данные аналитических компаний. «Можно сказать, что сейчас мы готовимся ктому,чтобы стать лидерами», — заявил он. По его словам, около 300 тыс. из 2 млн новых сим-карт на грузовой автотранспорт компания установит уже в этом году, остальные — до конца первого полугодия 2016-го. «ВымпелКом» реализует сейчас несколько контрактов с транспортными и логистическими компаниями по оснащениютранспорта системами ГЛОНАСС и по мониторингу, сообщали представитель оператора Анна Айбашева. «Мы являемся поставщиками почти всех крупнейших ретейлеров с собственными автопарками», — сказала она. МТС является лидером на рынке M2M и обслуживает сейчас более 3 млн сим-карт, утверждает представитель оператора Дмитрий Солодовников. По его словам, M2M-решения наиболее распространены в таких отраслях, как мониторинг транспорта, системы безопасности, банкоматы и другие терминальные решения. «На мониторинг транспорта и системы безопасности приходится около двух третей всех телематических сим-карт», — отметил Солодовников. Никто из операторов «большой тройки» не раскрывает данные о том, сколько компания зарабатывает на M2M-подключениях. Среднее ARPU (месячная выручка на одного абонента) подобных автоклиентов невысока, отмечают представители операторов. «В среднем мы можем говорить о трафике от 7Мб до 50Мб на один автомобиль. Ежемесячно такой объем потребляемых данных приносит от 20 руб. за сим-карту и более», — оценивает Айбашева. В «МегаФоне» этот показатель оценивают в примерно 30 руб. Для сравнения: ARPU обычных клиентов «МегаФона» по итогам 2014 года составило 321 руб. По новому контракту с РТИИТС — из-за больших объемов — оператор сделал скидку и ARPU может быть еще меньше — около 22 руб., отметили в «МегаФоне». Если 2 млн сим-карт должны принести «МегаФону» 500 млн руб., то весь российский рынок сейчас можно оценить примерно в 1,5 млрд руб., или $30 млн. По оценке ABI Research, рынок M2M в США в 2014 году составил $200 млн. При этом McKinsey & Company оценивают оборот всех M2M-операторов в США, Японии и Западной Европе за тот же 2014-й всего лишь в $100 млн. По оценке GSMA, доля M2M в мировой абонентской базе в 2013-м выросла до 3% против 1% годом ранее. Глава Cisco Джон Чемберс предрекает взлет рынку интернета вещей (подразумевается, что вещи — бытовые приборы, автомобили, различные системы, здания — станут полноценными объектами в сети и будут функционировать во многих случаях без участия человека): по его мнению, в ближайшее десятилетие эта сфера связи вырастет до $19 трлн, из которых 76% придется на частный сектор и всего 24% — на государственный. «Умный дом», «подключенные автомобили», бытовая техника с доступом к сети, а также М2М-решения в сфере здравоохранения (например, когда датчики на теле человека автоматически информируют врачей о состоянии здоровья пациента) становятся все популярнее, считает Мотин. Еще одним драйвером рынка является переход промышленных предприятий и крупных инфраструктурных проектов от устаревших (радио, аналоговые линии передачи данных) и дорогостоящих (спутниковая связь) методов сбора данных к более дешевым и эффективным — с использованием сетей сотовых операторов, считают в GSMA. Если 2 млн сим-карт должны принести «МегаФону» 500 млн руб., то весь российский рынок сейчас можно оценить примерно в 1,5 млрд руб., или $30 млн Деньги за пробег У РТИТС заключено концессионное соглашение с Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) по созданию системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т. Собранные деньги поступят в Дорожный фонд РФ и будут направлены на ремонт дорог. Система создается на основании распоряжения правительства РФ от 29 августа 2014 года. Дата запуска системы — 15 ноября 2015 года: она будет распространяться на 50,774 тыс. км федеральных автомобильных дорог и более 2 млн пользователей. Как это работает В рамках проекта РТИТС закупает бортовые устройства в количестве 2 млн единиц, они выдаются владельцам грузовых автомобилей бесплатно — на основании договора безвозмездного пользования. Деньги вносятся компанией РТИТС на персональный счет, соответствующий конкретному устройству и привязанному к госномеру машины. Бортовое устройство с помощью ГЛОНАСС/GPS определяет географические координаты движущегося автомобиля. Координаты передаются в Центр обработки данных (ЦОД) через сети сотовых операторов стандарта GSM/GPRS. Когда автомобиль проезжает под рамкой системы стационарного контроля ССК или попадает в поле действия системы мобильного контроля, в ЦОД осуществляется проверка наличия электронного билета на данный маршрут или денег на лицевом счете бортового устройства. Деньги списываются автоматически за фактический пробег по федеральным трассам. РТИТС должен за свой счет создать сеть терминалов, построить по всей России 200 пунктов контроля за транспортом, а также заказать, сертифицировать и произвести абонентские устройства, которые будут устанавливаться в грузовиках и регистрировать поездки. В них будут установлены сим-карты, с помощью которых устройство будет передавать информацию о перемещениях в диспетчерский центр. Срок контракта между «МегаФоном» и ООО «РТ-Инвест транспортные системы» составляет 12,5 года. Источник: исследование GFK

 

http://www.rbcdaily.ru/industry/562949995856211

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *