Russia: Offices get sated of Internet

Vedomosti  31.08.2016

 

Russia’s corporate fixed line broadband market upped 4% year over year in 2Q16, to RUB 13.8 bln. Due to growing competition among operators in Russian non-capital regions, prices of corporate broadband have been gradually falling and becoming level, says Kirill Tatus, an analyst with TMT Consulting. For instance, growth rates for VimpelCom’s revenues from corporate broadband have been slowing down because of changing USD-denominated contracts with corporate customers for ruble-denominated agreements and because of general macroeconomic instability, explains Anna Aybasheva with VimpelCom.

 

Российский рынок корпоративного фиксированного широкополосного доступа (ШПД) во II квартале 2016 г. вырос год к году на 4% до 13,8 млрд руб. Об этом рассказал аналитик «ТМТ консалтинга» Кирилл Татусь. Темпы его роста снижаются – во II квартале 2015 г., по подсчетам «ТМТ консалтинга», рост доходов от корпоративного ШПД составлял 6%. Татусь ожидает, что в 2016–2017 гг. выручка от интернет-доступа в корпоративном сегменте будет расти в среднем на 3%. Из-за роста конкуренции между операторами в регионах тарифы на корпоративный ШПД постепенно выравниваются и снижаются, отмечает Татусь. Если в 2014 г. стоимость доступа со скоростью 2 Мбит/с в одном и том же регионе могла различаться на 50%, то теперь, как правило, у всех провайдеров ценник примерно одинаков, ближе к нижней границе ценового диапазона, что в итоге приводит к снижению темпов роста рынка корпоративного ШПД, утверждает он. По словам Татуся, на насыщенном рынке доходы растут благодаря переходу корпоративных абонентов на более высокие скорости доступа. Так, в 2014 г. интернетом на скорости 10–100 Мбит/с пользовалось 17% российских компаний, а в 2015 г. – уже 23%, ссылается Татусь на данные Минкомсвязи. И наоборот, скоростью до 2 Мбит/с в 2014 г. пользовалось 43% корпоративных абонентов, а в 2015 г. их доля снизилась до 35%. Аналогичную динамику можно ожидать и в 2016–2017 гг., но пик этой миграции уже пройден, считает Татусь. В 2015 г. выручка от всех проводных услуг бизнес-связи (включая телефонию и интернет-доступ) впервые за долгое время снизилась – на 1,5–2% до 148 млрд руб., подсчитала ранее iKS-Consulting. Снижение выручки гендиректор iKS-Consulting Максим Савватин объяснял кризисом, сокращением доходов компаний и их издержек, в том числе расходов на связь. По его словам, в 2015 г. доходы от корпоративной телефонной связи упали примерно на 5%. Это падение смягчил рост доходов от услуг передачи данных для корпоративных клиентов примерно на 4%, говорил Савватин. В первом полугодии 2016 г. доходы от корпоративного ШПД год к году выросли максимум на 2%, считает он. В Москве темпы роста выручки от корпоративного интернет-доступа в первом полугодии 2016 г. год к году снизились из-за жесткой конкуренции между операторами и агрессивного снижения тарифов, соглашается гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. В первую очередь это касается МГТС, замечает он. Если год назад корпоративный доступ на скорости 30 Мбит/с стоил в среднем примерно 10 000 руб. в месяц, то сейчас подписаться на такой тариф можно за 3000 руб., приводит пример Мирзабеков. Темпы роста выручки «Вымпелкома» от корпоративного ШПД замедляются из-за перевода в рубли долларовых контрактов с корпоративными клиентами, а также из-за общей макроэкономической нестабильности, говорит представитель оператора Анна Айбашева. Ожидания роста выручки от корпоративного сегмента она связывает с дополнительными сервисами для компаний-подписчиков. Представитель МТС Дмитрий Солодовников объясняет снижение темпов роста постепенным насыщением рынка бизнес-связи и снижением удельной стоимости скорости доступа (т. е. цены из расчета на 1 Мбит/с). Строгое деление корпоративного рынка на сегменты осталось в прошлом – МТС работает с клиентами комплексно, предлагая в одном пакете мобильную и фиксированную связь, отмечает Солодовников. Пользователи таких пакетов могут потреблять меньше услуг фиксированного ШПД, но больше платить за мобильную связь, утверждает он. Такие подписчики менее склонны к смене оператора, считает Солодовников. Количество корпоративных абонентов и госструктур, пользующихся ШПД «Ростелекома», а также их средний месячный счет (ARPU) растут – прирост базы таких подписчиков по итогам первого полугодия 2016 г. год к году составил 2,5%, говорит представитель компании Валерий Костарев. На конец июня 2016 г. их было 736 000, утверждает он. Абонентская база растет, поскольку наряду с жилыми домами «Ростелеком» тянет оптические линии связи в офисы, торговые центры и т. п., объясняет Костарев. Кроме того, растут доходы от облачного хранения данных и других дополнительных услуг для корпоративных клиентов, добавляет он. Операторы надеются, что доходы от фиксированной связи для корпоративных клиентов и госструктур будут расти за счет таких дополнительных сервисов, как системная интеграция, анализ больших массивов данных (big data), облачные услуги и т. п., отмечает аналитик Otkritie Сapital Александр Венгранович. В перспективе операторы во всем мире рассматривают также как дополнительный источник доходов интернет вещей и его подвид – индустриальный интернет, говорит он. Правда, в России повышенного интереса к нему со стороны корпоративных пользователей пока не наблюдается, но, возможно, этот сегмент рынка будет развиваться за счет госзаказа, прогнозирует Венгранович.

 

http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2016/08/30/655075-ofisi-nasitilis-internetom

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *