Russia: Russia may restrict foreign participation in YouTube and online cinemas

Kommersant  30.11.2016

 

A new bill limiting foreign participation in audiovisual services by 20% may force YouTube out of the Russian market, according to the Legal Committee of the Russian Media and Communications Union (MCU), which has developed the amendments. The MCU’s members have long been debating the issue, with VimpelCom and MTS opposing the adoption of a law to restrict foreign participation in online cinemas.

 

Законопроект об ограничении иностранного участия в аудиовизуальных сервисах 20% может вынудить YouTube к уходу из России, полагают в правовом комитете Медиакоммуникационного союза (МКС), разработавшего поправки. Как стало известно «Ъ», в союзе идут споры из-за законопроекта, инициированного «Газпром-медиа» и «СТС Медиа». В МТС и «Вымпелкоме» настаивают на обсуждении документа с участием онлайн-кинотеатров, на которых он распространяется. Законопроект, ограничивающий деятельность онлайн-кинотеатров, 25 ноября внесен в Госдуму депутатами Андреем Луговым и Шамсаилом Саралиевым. По аналогии со СМИ с 1 июня 2017 года законопроект ограничивает долей 20% иностранное владение в компаниях—организаторах аудиовизуальных сервисов с профессиональным контентом. Речь идет об интернет-ресурсах, ежедневная аудитория которых в РФ за месяц составляет более 100 тыс. пользователей, или более 20 тыс. пользователей в одном субъекте страны. Аудиовизуальные сервисы с такой посещаемостью должны включаться в специальный реестр. Под понятие «организатор аудиовизуального сервиса» подпадает YouTube, где пользователи размещают в том числе контент собственного производства, говорится в заключении правового комитета МКС (копия есть у «Ъ»). Там написано, что принятие законопроекта может привести к уходу YouTube с территории России. На YouTube размещается как профессиональный, так и пользовательский контент, а методики по отделению одного от другого нет, объясняет возможные причины ухода источник «Ъ», знакомый с ходом разработки законопроекта. Сейчас у владельца YouTube — американской Google — в России есть кэширующие серверы, чтобы выполнить требование, придется создавать дополнительную инфраструктуру, добавляет он. В противном случае YouTube придется переходить «на зарубежные площадки, что приведет к резкому возрастанию валютных затрат всех операторов связи и ухудшению качества услуг», продолжает источник, напоминая, что на YouTube приходится более 30% от общего потребления трафика российскими пользователями. Помимо рисков для YouTube законопроект ограничивает конкуренцию, нацелен на получение выгоды отдельными участниками рынка, выталкивает пользователей в «серую зону», связанную с «бесконтрольным распространением TOR и VPN», следует из заключения правового комитета МКС. В Google на запрос «Ъ» не ответили. Ранее президент МКС Павел Степанов говорил «Ъ», что YouTube и соцсети не подпадают под действие законопроекта. В МКС давно спорят по поводу этой инициативы: против нее выступают «Вымпелком» и МТС, рассказали «Ъ» несколько источников. По информации ‘Ъ», они настаивают на широком обсуждении «спорного документа». Эти поправки инициировали «Газпром-медиа» и «СТС Медиа», утверждает один из собеседников «Ъ». По его словам, их писали специально против американского видеосервиса Netflix, в январе объявившего о выходе в РФ. В США на Netflix приходится около трети трафика широкополосного интернета. «Чтобы прикрыть собственные неудачи с контентом в онлайне, опасаясь такого мощного игрока, они теперь предлагают монополизировать рынок и фактически пытаются узаконить картель»,— говорит источник «Ъ», знакомый с ходом разработки законопроекта. МКС объединяет крупнейших операторов связи — МТС, «Вымпелком», «МегаФон», «Ростелеком», «ЭР-Телеком», ТТК, «Триколор ТВ», а также медиахолдинги «Газпром-медиа», «Национальная медиагруппа», «CTC Медиа» и СП «Ростелекома» и ВГТРК «Цифровое ТВ». Собеседник в одном из сотовых операторов «большой тройки» подтвердил «Ъ» информацию о недовольстве этим законопроектом членами МКС из числа операторов связи. Если законопроект будет принят, контент иностранных онлайн-кинотеатров будет размещен за границей, а не на серверах на территории России, предполагает он. В этом случае путь контента от сервера онлайн-кинотеатра до абонентского устройства пользователя будет длиннее. В результате вырастут инвестиции операторов в сети передачи контента, считает собеседник «Ъ». В МТС, «Вымпелкоме» и «МегаФоне» отказались от официальных комментариев. Требования законопроекта направлены на разделение рынка платного видео, убежден гендиректор онлайн-кинотеатра Ivi Олег Туманов. По его словам, на рынке сейчас лидируют компании, которые не имеют отношения к холдингам, входящим в МКС, и целому сегменту рынка придется отказываться от значительной доли иностранных инвестиций, сделанных западными фондами и частными инвесторами. В МКС от комментариев отказались, в «Газпром-медиа» и «СТС Медиа» не ответили на запрос «Ъ».

 

http://kommersant.ru/doc/3156786

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *